Акулинина Елена Юрьевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад 270
г.Челябинска
Патриотическое воспитание
и гражданское становление в ДОУ
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Актуальность проблемы заключается в том, что Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне.
В проекте были использованы следующие направления: военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, духовно-нравственное, историко-краеведческое.
Важно использовать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с дошкольниками: беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, трудовая деятельность на природе и др.
Педагоги разработали цикл мероприятий по блокадному Ленинграду, пригласили ветерана, он рассказал ребятам о его жизни в годы войны, было принято решения создать книгу «Дети Герои Войны», примеры героических поступков главных героев способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. В группе создан уголок патриотического воспитания, где имеется художественная литература, папки, буклеты, плакаты и информационные стенды, Альбом «Моя семья», так ж создана выставка народных промыслов России, и выставка семейных фотографий. Смотрели презентации и читали книги. Провели акции "Блокадный хлеб" - посвященная памяти «Блокадного Ленинграда», «Блокадный светлячок». В котором принимал участие Отряд «Юноармейцев» с детьми провели мастер класс по изготовлению «Блокадного светлячка», который во время войны был опознавательным знаком, так как он светился в темноте и люди во время бомбежки видели друг друга.
Экскурсия в «Музей Боевой Славы» поселка Первомайского стало запоминающимся событием для нас, целью было рассказать о том, как жили люди в блокадном Ленинграде. Студенты рассказывали детям о блокадном Ленинграде. Представили нашему вниманию макет, который называется «Дорога жизни». Где детям показали и рассказали более подробно о том, как доставляли продукты в окруженный город по воде ребята с большим интересом слушали, задавали вопросы, рассматривая экспонаты.
Праздники посвященный 9 мая и 23 февраля одно из важнейших событий, где принимают участие все группы и сотрудники детского сада. Праздник «Мы помним- мы гордимся» приуроченный к Дню героев Отечества «Сыны России» наш детский сад проводил впервые. В ходе проведения праздника дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики. Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Посмотрели презентацию о наших солдатах и военных частях, которые стоят на вооружении России.
В ходе проекта воспитатели провели открытое занятие для детей «Встреча с солдатом» В проведении мероприятия помогал брат, одной из воспитанниц, военнослужащий Российской армии. Он рассказал детям о своей службе в Оренбургской области, в ракетных войсках стратегического назначения. На этой встрече ребята узнали о солдатских буднях, форме, боевом братстве, отваге. Атмосфера встречи была тёплой и добросердечной. Еще он принес с собой военную атрибутику, дети смогли все потрогать своими руками и даже разобрать военный автомат. На завершающем этапе проекта, совместно с сотрудниками детского сада провели Фестиваль «Моя страна – мое раздолье» в котором участвовали все группы, конкурс получился очень ярким и запоминающимся.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет основой для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Список литературы
- Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2003. - №6.- С. 25-27.
- 2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
3.Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
4.Аксельрод В. И. «С чего начинается Родина» //Внешкольник, № 3, 2003